СЛАВНЫЕ ДЕЛА СЛАВНОГО ПОЛКА

С таким названием в Ставрополе в краевой универсальной научной библиотеке им. М.Ю.Лермонтова прошла научно-практическая конференция, посвященная 320-летию Хопёрского полка. Инициаторами проведения конференции были Ставропольский творческий Союз казачьей интеллигенции и Центральное районное казачье общество СОКО ТВКО.

Казаки этого полка не только 200 лет провели в боях на Кавказе, служа России, но и стали основателями города Ставрополя, многочисленных станиц и хуторов Ставропольского края. Сегодня потомки этих казаков, проживающие в Ставропольском крае, вошли в Ставропольское окружное казачье общество Терского войска.

Для участия в конференции прибыли казаки Центрального районного казачьего общества СОКО ТВКО, Хопёрского районного казачьего общества СОКО ТВКО, Баталпашинского отдела Кубанского казачьего войска, Ставропольского казачьего войска Союза казаков России, Ставропольского станичного казачьего общества «Станица Казанская», а также ученые, студенты, специалисты-практики в области философии, государственного и муниципального управления, права, экономики, политологии, социологии и педагогики.

В своих докладах участники конференции вспоминали о двух столетиях службы, доблести, беззаветной преданности Отечеству и еще о 120 годах забвения, а затем и воскрешения памяти о казаках-хоперцах.

Примечателен состав докладчиков – от студентов высших учебных заведений города Ставрополя, энтузиастов-собирателей казачьей старины, атаманов казачьих обществ до маститых ученых историков. Всего в адрес оргкомитета конференции поступило более 20 работ.

О непростой истории казаков-хопёрцев поведал Петр Стефанович Федосов, кандидат исторических наук, первый атаман Ставропольского краевого Союза казаков. Активные участники разинского, пугачевского, булавинского восстаний, казаки Хопра, оставаясь патриотами своей страны, взяли на себя тяжелое бремя освоения Южных рубежей России.

 

Атаман Хоперского районного казачьего общества СОКО ТВКО Василий Егорович Енин рассказал не только об истории и сегодняшнем дне казачьей организации, но и об истории обретения копии знамени Первого Хоперского полка, которое навечно хранится в казачьей общине. Почетное место оно заняло и в зале конференции.

В своем выступлении отец Михаил (Моздор), протоиерей, благочинный Андреевского кафедрального собора города Ставрополя, обратил внимание на то, что на дальних границах России, вдали от власти вольность казачью сложно было контролировать. Дисциплинирующим фактором были не только воинское дело, но и вопрос веры. Казаки проявляли стойкость и даже принимали мученическую смерть в плену при требованиях предания своей веры, перехода в ислам или под польскую шляхту. Во времена смуты, когда стоял выбор от кого получить продовольствие – от Сергиево-Посадского монастыря или от, несомненно, более богатой польской шляхты, казаки выбрали единоверцев. Что стало с теми казаками, что предали свою веру в период революции и поддались на большевистскую пропаганду, мы знаем. Отец Михаил призвал сохранить свое единство в Православной вере.

В заочную полемику с местными архивистами и историками по вопросу, — были ли на территориях современных Апанасенковского, Ипатовского и Петровского районов Ставропольского края казаки, вступил атаман Ипатовского станичного казачьего общества Владимир Владимирович Беловолов. Приведенные им материалы, полученные при исследовании документов Центрального и краевого архивов, архива Калмыкии доказывают – были. Именно казаки на этих территориях создали поселения по Царицинско-Ставропольскому тракту, существование которых значительно облегчило строительство крепостей по Кавказской линии. И мириться с расхожим мифом, что станица Винодельная (ныне г. Ипатово) получила свое название от барахтающихся в луже со спиртным мужиков нельзя.

Говоря о современном законодательстве по вопросам казачества, Т.В.Вергун, кандидат философских наук, доцент Ставропольского филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, отметила, что нестыковки в законах о государственной, военной и других видах службы и привлечении казаков к государственной службе, приводят к конфликтам не только в казачьей среде, но и между казаками и властью. Эти пробелы необходимо устранять.

 

Атаман Центрального районного казачьего общества СОКО ТВКО А.Б.Печников остановился на вопросах места современных казачьих обществ в системе НКО, исторических аспектах и современном видении развития казачьей экономики.

Порадовал своим выступлением скульптор, академик Российской академии художеств Сергей Олешня. Он автор проекта памятника казакам-хопёрцам – основателям города Ставрополя. Работы по его созданию идут в плановом порядке, начинается отливка фигур в бронзе и, скорее всего, ко дню основания города памятник будет установлен.

Интересных выступлений с историческими фактами и выводами было достаточно много. Свежо выступили студенты Ставропольского педагогического института Олеся Бабушкина и Анастасия Скребец,  рассказавшие о роли отцовского воспитания в казачьих традициях. Данара Васькина, студентка Гуманитарного института СКФУ рассказала об участии калмыков в составе Донского казачества. Не обошли и роль казачества в революции 1917 года, — на эту выступил Д.И. Состин, кандидат исторических наук, доцент Ставропольского государственного педагогического института. В выступлении Т.А. Примаковой, родовой хопёрской казачки, была прослежена двухвековая судьба своей казачьей семьи.

Все представленные в оргкомитет доклады, как прозвучавшие на конференции, так и присланные заочно будут опубликованы в специальном сборнике.

Общий итог конференции, по словам ее модератора кандидата исторических наук, доцента, члена Ставропольского творческого Союза казачьей интеллигенции С.О. Звонока, в том, что она не дает уйти в забвение славным страницам истории России, которые вписали казаки. Ввести в научный оборот вновь открытые документы и факты, по новому осмыслить сегодняшнюю роль казачества в судьбе страны.