ПЛЕТЕНЬ КАЗАЧЬЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Недавно классный руководитель 8 класса в средней школе № 6 города Ставрополя Лидия Хилько заняла первое место в зональном этапе и затем второе место в краевом конкурсе педагогического мастерства «Воспитать человека». Проведенный ею классный час на тему «Мы – наследники казачьего рода» был признан лучшим среди других уроков учителей-конкурсантов.

А ведь это было непросто. Сначала материалы для проведения классного часа прошли этап в городском управлении образования, и единственные были отобраны для зонального этапа конкурса, проводимого ежегодно министерством образования Ставропольского края. Следующая ступень включала в себя несколько районов: Новоалександровский, Грачевский, г. Невинномысск и другие. Затем – ответственный краевой конкурс. Так что конкурентов (в хорошем смысле этого слова) с самыми разными темами для урока у Лидии Хилько было предостаточно.

И все-таки именно она была удостоена почетных первого и второго мест. Почему?

Вообще в казачьем образовании на Ставрополье много проблем, которые требуют решений от власти различного уровня, вдумчивого анализа ситуации, и главное – понимания. Люди, далекие от казачьего движения, задаются вопросом: что же такое вообще «казачье образование» и зачем оно нужно? Мы не ставим цель в газетной заметке дать научное определение этому. Хочется показать на конкретном примере.

По условиям конкурса классный час в зональном этапе проводился не в своем классе, а для совершенно незнакомых пятиклассников села Старомарьевское. Всего за полчаса надо было раскрыть такую обширную тему и вызвать к ней интерес у ребят, которых видишь впервые в жизни. Лидия Павловна рассадила детей за столами, поставленными по кругу. И началось все с объяснения, что такое плетень: крепкая ограда защищает, она сделана при помощи переплетения. Так и у людей: только корни, исторические и родственные связи делают нас сильными и помогают защищать свою землю, Родину. И дальше – видео презентация с простыми фактами, понятными для пятиклашек: кто такой казак, какие строил жилища, как жил, чем занимался, как одевался, что такое казачий круг, атаман, станица, как воспитывали девочку и мальчика в семье. Рассказала Лидия Павловна известную легенду о лампасах (как казаки дуванили по-братски ткань, чтобы всем досталась хоть по кусочку), прочитала казачьи заповеди, несколько пословиц, поведала старинное терское поверье, о звездах на ночном небе, что глазами предков смотрят на нас.

Такими же горящими глазами без отрыва глядели на нее и дети. А уж, когда речь зашла о казачьих словах — попробуй, догадайся, что такое «чуня», «шекелять», «кулючить» — тут уж аудитория оживилась, посыпались догадки.

— Я, конечно, сначала волновалась, — рассказывает учитель. – А потом вижу – дети смеются, переглядываются, жюри улыбается! Значит, все хорошо. В конце урока я попросила ребят прикрепить на плетень бумажные подсолнушки, если им понравилось занятие. И все прикрепили! Жаль только, не успели мы поиграть в старинные игры.

Сама Лидия Павловна выросла в г. Майском Кабардино-Балкарии, и очень хорошо, с детства помнит игру «жожку» и другие. Но ведь никто не говорил, что это очень старые терские казачьи игры и только много лет спустя она узнала об этом.

Лидия Хилько из тех учителей, про которых говорят «педагог от Бога». Ее любят дети, обожают родители, знают и очень уважают казаки. Сама потомственная казачка, она из тех учителей, кто вот уже несколько лет реализует в образовательном процессе казачий компонент. Накоплен немалый личный и преподавательский опыт: что давать, зачем, какова цель? Вообще Лидия Павловна учитель технологии (труда, если по-старому). Ведет факультативы по декоративно-прикладному мастерству и истории казачества, сама шьет детям казачьи костюмы и некоторые ее ученицы уже и сами шьют себе «парочки». И еще Лидия Павловна зажигает в ребятах не просто стремление сделать красивую поделку своими руками, строго технологично освоить какие-то навыки рукоделия, а выполнить это со смыслом, обращаясь к народной мудрости, к истории своей страны, родного края, собственной семьи. Хотя бы даже к фамилиям! Изучая их происхождение вместе со своими подопечными, Лидия Павловна поняла, что только по ним можно узнать чуть ли не всю историю России. По отцу донских казачьих кровей, она проследила до 1872 года и свой род по материнской линии, до прапрадеда Георгия Пономарева, которому по жребию досталось уехать из Полтавы на Северный Кавказ, в станицу Георгиевскую с семьей и крошечной двухмесячной дочкой Прасковьей на руках.

Вот судьба и вернула все на круги своя, обратила к корням, сделала Лидию учителем.

— Понятно, что казачья культура, фольклор может только обогащать. Но нужно ли это все детям, у которых нет казачьих корней? – спрашиваю я.

Лидия Павловна объясняет:

— Что такое казачье образование? Это традиции, которые мы показываем детям. Но у нас самый обычный класс, никто никого не заставляет. Есть костяк из 10-12 увлеченных ребят, которые постоянно занимаются. Поначалу было такое, что некоторым не разрешили родители, а теперь их дети тоже присматриваются, им тоже хочется, ведь они – один коллектив. У нас в классе какое-то время училась карачаевская девочка, и я сразу предупредила родителей, что у нас есть казачья составляющая. Они отнеслись к этому совершенно нормально: пусть узнает что-то новое. Все отличие в том, что утром, когда мы читаем молитву перед уроками, ребята другого вероисповедания или, если нет такого желания у кого-то в ней просто не участвуют.

Проводя классный час в селе, Лидия Павловна сразу увидела: дети из сельской местности очень хорошо знают православные праздники, понимают станичный уклад жизни, а потому – более отзывчивы к традиции. В станичной школе иные возможности, более перспективные, допустим, для конной и спортивной подготовки. Но казачье воспитание пластично вписывается и в городские условия. В 6-й школе г. Ставрополя отлично прижился фольклор и рукоделие, дети тянутся к истории.

В классе хранится потрясающий альбом с работами школьников о своих семейных корнях: фотографии, генеалогические ветви, восстановленные по расспросам родных. А еще – коллекция книг, рисунки, сборники игр и забав, в которые действительно играют в школьном дворе, да так, что к окнам сбегается вся школа. С этого начинается осознание себя и своей системы координат: Родина большая и малая, ценности, гордость за свой народ.

О признании своего педагогического труда Лидия Павловна скромно говорит, что это не только ее заслуга, а руководства школы, помощи со стороны Ставропольского городского казачьего общества.

— Мне очень приятно, что на этом конкурсе через меня заметили и высоко оценили богатые возможности казачьей культуры. Лично я вижу их очень давно, из года в год только еще больше открываю для себя и детей этот мир и жалею лишь об одном: что у нас нет непрерывного казачьего образования с детского сада. Вот тогда все это было бы неразрывно связано, как крепкий плетень.

 

Наталья ГРЕБЕНЬКОВА

информация с сайта http://kavtoday.ru/

плетень-2 плетень-3 плетень-1