КАК ЭТО — БЫТЬ КАЗАЧКОЙ?
У многих жителей нашего южного края есть в роду казачьи корни. Кто-то помнит их довольно хорошо. Но гораздо больше людей не знают об этом в силу исторических причин: не принято было рассказывать лишнего, и детей старались уберечь от такой правды. Сейчас в поиске жизненных координат люди обращаются, в том числе, и к седой старине, ищут ответы на вопросы: как жить, воспитывать детей, на какие ценности опираться? И если нам более-менее стали привычны и понятны мужчины в черкесках на улицах, то каковы современные женщины-казачки сказать сложно. Какие они? «Монументальные» великовозрастные певуньи из народных ансамблей?
Урбанизация, умирание станичного, сельского образа жизни постепенно стерли из нашей памяти тех, почти уже мифологических сильных женщин, у которых все спорилось в руках. Могущих одинаково ловко управиться и с тестом, и с ухватом, и с вилами, и с казачьей шашкой…
Образ жизни на приграничье, многолетнее отсутствие мужчины в доме, а то и гибель кормильца на службе, вылепили уникальный характер свободной, очень умелой и неунывающей женщины.
Да, рождение «девки» не шибко радовало: ни надела земли семье, ни повода для особой гордости – так, одни хлопоты. Зато росла девочка-казачка, сызмальства приученная быть мастерицей на все руки: старшие сестренки, называемые «нянями», присматривали за малышами, готовили еду, умели ходить за скотиной, управлялись по дому, привлекались к работе в огороде и в поле. К 15-17 годам девушка уже успевала своими руками нашить и навязать себе приданное: постельное белье, рушники и салфетки, рабочую и праздничную одежду с вышивкой, чулки и носки.
Надо понимать, что ведь именно руками женщин-казачек, по сути, и были освоены грандиозные просторы и обширные войсковые земли на Урале, в Сибири, на Кубани, Дону и Тереке. Пока мужья и отцы служили царю и отечеству, они поднимали детей, а заодно разбивали цветущие сады и виноградники, сеяли и убирали хлеб, сажали огороды, следили за состоянием жилищ. Чистый, выбеленный, идеально убранный курень – дело чести каждой казачки, а непорядок в личном хозяйстве – большой позор для семьи на всю станицу.
Женская составляющая казачьего бытия, к сожалению, исследована мало. Но хорошо известно, что с детства девочки наравне с казачатами, ловко держались в седле.
В случае военной угрозы именно казачкам не раз приходилось вставать на защиту своих станиц. Так, в 1641 году сотни женщин участвовали в обороне Азова. А на Тереке хорошо помнят июнь 1774 года и героическую защиту станицы Наурской, когда в отсутствии мужского населения именно женщины отбили атаку горцев, вооружившись вилами и топорами, поливая врага кипятком и горячими щами. Казачьи общины и сегодня отмечают эту дату, как и 4 декабря – День Матери-казачки, православный праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, поздравляют бабушек, мам и крестных, сестер и дочерей.
Безусловная покорность своей доле, мужу, свекрови и старшей невестке, тяжелый и опасный быт, и часто мужская, грубая работа – кому-то сегодня это покажется безрадостным существованием, чистым домостроем. Но они не знали другой судьбы, да и не хотели ее. Вспомним гордую Марьяну из повести Л. Толстого «Казаки» — ведь не впечатлила ее романтичная любовь барина Оленина! И если для казака смыслом жизни была служба, воинский долг, то для его жены таким вечным смыслом было создать ему тыл; дом, куда он обязательно вернется; землю, за которую он всегда будет готов умереть. Ее же обязанностью было следить за исправностью и чистотой оружия мужа, содержимым тороков, которые всегда были собраны на экстренный случай.
Быть казачкой считалось огромной честью, гордостью, а девочку из казачьей семьи ни при каких обстоятельствах не выдавали замуж за иногороднего, берегли как зеницу ока. Наш ставропольский поэт Витислав Ходарев, который долгое время жил в г. Михайловске, воспел казачек в поэме «Казачья любовь»:
«… Тот хутор был невестами богат,
Глазастыми девчата здесь рождались.
Бери любую в жены, наугад!
Ей-ей, от Бога те девчата брались!
Любили их, жалели казаки
И гордо говорили:
«Вот любови!..»
Здесь каждой знали цену старики:
Какого роду, племени и крови».
Влияние женщины в доме, где сам хозяин годами отсутствовал и возвращался скорее как дорогой и самый желанный гость, было безраздельным. К мнению матери в семье чутко прислушивались. Женщину, безусловно, почитали за ее титанический труд и лебединую верность, и хоть она не имела права голоса на кругах и сходах, казаки всегда вставали в ее присутствии, снимали головные уборы. Интересы вдов и сирот в общинах блюли превыше всего – это был святой обычай, долг перед погибшем за други своя брате. Именно этот станичный уклад служил гарантией для каждого воина, что в случае гибели его дети не пойдут по миру. Не зря в казачьем курене папаха умершего главы вечно покоилась в «красном углу», пред иконами, и это всякому говорило, что семья находится под защитой Бога и станичного Права.
Вместе с тем, казачьи женщины были намного свободнее, чем русские крестьянки. Вопреки стереотипу, их никогда не били. Да, в доме на дверном косяке всегда висела нагайка, но лишь как напоминание о главенстве мужчины. Если казак никогда не использовал плеть для своего коня, то уж для жены, матери своих детей — тем паче!
Девушек не неволили с замужеством не по любви, даже разрешали (хотя далеко и не поощряли) развод по веской причине. Казачки были не чужды праздников и песен, любили красивые наряды, вышивку, платки, монисты и другие украшения. Вкусно, по-особому готовили, хлебосольно и гостеприимно привечали гостей, но строго блюли посты, знали наизусть молитвы и церковные службы.
Все это, конечно, сегодня по большей части утрачено и забыто. Инерция мощной силы духа, в том числе и этих, почти легендарных женщин вытащила генофонд народа, подняла из руин страну после Гражданской и Великой Отечественной.
Нас, живущих в тисках асфальта и супермаркетов, пластика и попсы, нас, так много разучившихся делать своими руками, как реликтовое излучение погасших звезд еще сопровождают старинные песни, которые играют те самые степенные бабушки в ансамблях.
Но мы понемногу вспоминаем. И хотим по мере возможностей хоть чуть-чуть соответствовать тому великому кровному достоинству, что течет в наших жилах. Современные казачки считают своим долгом знать песни, фольклор, уметь красиво поддержать танец, носить казачью одежду, применять в повседневной жизни традиции и обряды. Чтение исторической литературы, архивный поиск — тоже большая и многоплановая работа многих. В молодежной среде есть такие, кто вопреки расслабляющему влиянию культуры потребления восстанавливает по крупицам то, чем когда-то жили их прабабушки, что нужно непременно отыскать в уголках народной памяти, в пожелтевших фотографиях, письмах, сберечь и как великое сокровище передать следующим поколениям.
Многие девушки берут уроки верховой езды, владения оружием. Но главное предназначение, которое осознают женщины, взявшие на себя великую ответственность быть казачками – это семья. Рождение и воспитание детей в православной вере, семейное соблюдение постов, что в наше время соблазнов и распространения алкоголя не так-то просто. Помощь пожилым родителям, стремление к многодетности всегда было залогом выживания народа, гарантией удержания им своей земли. Это образ жизни, осознанное возвращение в традицию, к истокам. Это и есть философия современной женщины-казачки, которая понимается как путь спасения себя и будущего своего рода.
Наталья Гребенькова.
Источник: http://mihailovskievesti.ru/novosti/byt-kazachkoy-moda-ili-neobhodimost-15-12-2015.html